Кодекс Хейса – благо или вред?

В рамках III Международного фестиваля мотивационного кино и спорта BRIDGE of ARTS эксперты обсудили морально-этические нормы в кинематографе. Встреча состоялась в рамках мастер-класса CINEMA SCHOOL «Кодекс Хейса и морально-этические нормы в кино», который провёл известный киновед Давид Шнейдеров.

Диалог с присутствующими Давид Шнейдеров начал с описания своих собственных морально-этических норм, которые он использует в работе. «На всех мероприятиях я прошу называть меня не кинокритиком, а киноведом. Я не люблю критиковать фильмы и считаю, что любой режиссёр, снимая кино, хоть одну, две, пять, десять капелек крови да прольёт. И было бы крайним неуважением называть его работу плохой. Поэтому моя задача – рассказать о кино так, чтобы вы захотели его посмотреть!»

По словам спикера, ситуация в отечественном кинематографе выглядит удручающе. Несмотря на огромное количество фильмов, вышедших в российский прокат за последние восемь месяцев, окупились из них всего две картины. Обе – комедийной направленности, и в обеих в состав актёров включены известные медийные личности, которые и привлекают зрителей в кинотеатры. На фильмы со смыслом, которые поднимают серьёзные темы, заставляют задуматься, люди не ходят. Своё отношение к этому Давид Шнейдеров выразил цитатой Владимира Ленина: «Пока народ безграмотен, самыми важными искусствами для нас должны являться кино и цирк».

Не обошёл вниманием киновед и историю российского и зарубежного кинематографа. В 1980-х годах в нашей стране количество кинотеатров составляло 7000, кинозалов – 35 000, в то время как в Америке эта цифра близилась к 157 000. Частные кинотеатры за рубежом не только способствовали развитию экономики в целом, но и влияли на прибыльность кинобизнеса. При этом огромную роль играла замкнутость жанра, блокирование новых, оригинальных течений в кинематографе. Именно поэтому, несмотря на общее процветание, Америка по праву считалась пуританской страной. Множество запретов, религиозных догм, а также навязанных стереотипов царили в стране до 1950 года. К примеру, в 1930 году в Соединенных Штатах не существовало независимых кинотеатров. Частные корпорации снимали огромное количество фильмов, однако их качество и оригинальность оставляли желать лучшего. Причина – в едином постулате, по которому снимали практически все фильмы в Америке в довоенные годы. Этот стандарт был принят в Голливуде в 1930 году и получил название «Кодекс Хейса». Уже в 1934 году его признали неофициальным образцом производства фильмов.

В ходе мастер-класса Давид Шнейдеров приводил каждый из пунктов кодекса и просил аудиторию оспаривать их. Дело в том, что все формулировки кодекса созданы без единых моральных препинаний. Казалось бы, всё написано верно и с благой целью. И никто из присутствующих не смог оспорить, что нельзя восхвалять зло и порочить добро. Но подобными обобщёнными формулировками данный цензурный постулат ввёл в заблуждение всех присутствующих. Кодексом Хейса руководствовалось множество режиссёров, что привело, с одной стороны, к строжайшему соблюдению цензурных норм. С другой стороны, зритель, воспитанный на подобных фильмах, самостоятельно не мог отделять добро от зла, был не способен пережить внутренний катарсис при просмотре и составить свою, никем не навязанную картину мира. «Для меня кодекс Хейса – история фашизма. Люди, прикрываясь правильными словами, сделали ужасные вещи», — прокомментировал спикер.

«Когда вы идёте в кино – вы делаете осознанный выбор!» — данным изречением Давид Шнейдеров призвал каждого из присутствующих расширить свои горизонты, отметая шаблоны и клише за рамки собственной системы каждого из просмотренных фильмов.