Нация: «На «9 роту» у нас было всего 1700 тысяч долларов и целая армия»

06 сентября 2016

Интервью корреспондента журнала "Нация" с продюсером Еленой Яцурой:

Елена Яцура приезжала в Ростов дать мастер-класс на фестивале Bridge of Arts. Нетерпеливые слушатели перебивали вопросами, а после сессии обступили: местные киношники, студенты-вгиковцы, начинающие актеры, все хотели совета и визитку.

— Это всегда так? — Всегда. Больше не буду давать никаких мастер-классов, дело наглухо бессмысленное. Но может какой-то толк есть, не знаю. А вообще я люблю ездить в разные города, и всегда пользуюсь случаем. И поскольку в Ростове была в 9 лет — проездом из Краснодара, я там родилась — то хотела на юг. Внутренняя родина зовет.

Елена Яцура — одна из самых смелых российских продюсеров. Не каждый прельстится работой с новичком, а в ее списке целых 15 режиссерских дебютов. Она продюсировала первые фильмы Федора Бондарчука, Алексея Германа-мл., Ренаты Литвиновой, Филиппа Янковского, Ильи Хржановского и 10 других дебютантов. Получила премию «Ника» за фильмы «Свои» и «9 рота», и «Золотого орла» за «9 роту». Уникальность Яцуры еще в том, что отдавая предпочтение непопсовым и неприбыльным картинам, она в 80% случаев окупает бюджет.

— Незабываемое приключение работать с дебютантами, знаете ли. Вот если Федор Бондарчук к моменту работы в полном метре имел 700-800 съемочных дней, снимая клипы и рекламу, то у некоторых таких дней было — ноль. Скажем так: не всегда можно догадаться, чего человек еще не знает о кинопроизводстве. Как продюсер с 1998-го по 2015-й Яцура выпустила 29 фильмов, среди которых финский, французский и русско-швейцарский, а также мини-сериал (кстати, тоже дебют, его снимал Резо Гигинеишвили, еще до «Жары» и «Любви с акцентом»). — Сегодня кино мутировало. Если ориентироваться на «Оскара», то мы увидим, что в сценариях-номинантах количество событий на полтора часа экранного времени увеличилось в пять раз. «Джой», где Дженнифер Лоуренс играет девушку, которая изобрела швабру, раньше бы закончился на том месте, где она продала швабру за 20 тысяч, а теперь мы еще успеваем увидеть неприятности с налогами и зрелые годы героини. Вторая причина — цифровая революция. Она коснулась всех. Фестивальные комиссии плачут, отбирая программы, потому что количество того, что нужно смотреть, увеличилось не в разы, а на порядок. Такого обилия короткого метра, как в 2013-16 годах, не было никогда. Снимать стали все и много, потому что это можно сделать практически за нисколько. И если ты талант, то телефон это, безусловно, твое средство. Вы видели «Хардкор»? Это игровая симуляция, только в кино. Посмотрите, просто, как пример. Илья Найшуллер снял его за $2 млн, а продан он был за $10 млн. Не в последнюю очередь потому, что язык оригинала — английский. Первое правило: не ставь себя в контекст русского. Это ошибка — думать, что есть что-то отдельно русское. Его нет. Есть просто кино, хорошее или плохое.

Читать полностью: https://daily.afisha.ru/brain/2811-pro-chto-budet-pisat-novyy-sayt-o-lit...