Донские показы

30 августа 2015

Не скрою, собираясь на Ростовский Кинофестиваль – у нас были, были и свои мелкие корыстные мотивы. Хотели устроить внеконкурсный показ своего фильма. И это – тот случай, когда «спасибо, что не удалось». Программа была настолько насыщенной, что тратить время на согласование, уточнение деталей и просмотр своего – было действительно жалко. Фестиваль Bridge of Arts - это больше, чем просто первый киносмотр в Столице Юга России, поэтому он окружил со всех сторон, от переплетений закоулков Нахичевани до огромного конструктивистского здания Трактора на Театральной площади, от Азова до Новочеркасска.

Удивительно, что такое глобальное культурное событие, накрывшее всю Ростовскую область – в большей мере не административный, а инвестиционный проект, который придумали и воплотили Ирина Козлякова и Олег Тактаров. Нет, конечно, администрация города и области была в числе организаторов, создавала условия, помогала, но её представителей, на массовых мероприятиях, с привычными славословиями – замечено не было. Всё административное – в пределах компетенции, в деловой программе фестиваля, включавшей «питчинги», пресс-конференции и презентации инвестиционной привлекательности области. Явно не одноразовое событие «под выборы», партийные рекламные баннеры – отсутствовали.

А предпринимателей от кино действительно, есть чем заинтересовать. Если раньше, для удешевления съёмок, использовался украинский демпинг, то сейчас, по понятным причинам, этот «креативный ход» отвалился. Белорусские монополисты – начали фиксировать цены в американской валюте, а это лишняя нагрузка на возможность просчитать бюджет. Из-за колебаний курсов – в РФ кинотеатры закрываются, и риск застрять с проектами в Минске - не прельщает никого. А Ростов – вот он. Лето – длинное, локации – от прерий до моря, от гор до урбанизма.

И конечно, необходимо сохранить ростовские дворики. При всём моём скепсисе к деятельности «Архнадзора» - его аналог, для съёмок в архаичном антураже, завести необходимо. Пусть будет при киностудии, планы строительства которой (тьфу-тьфу) тоже существуют.

И главное – люди доброжелательные. На Центральном рынке – нет понаехавших, не Черкизон. Искали спуск к набережной, проходили мимо сварщиков, ремонтировавших водослив, так они вылезли из коллектора с вопросом «А нас почему не снимаете»? Местный (очень хороший) фотограф Роман Неведров говорит: «Тут всегда так». Значит, народ для съёмок построен.
Работа с прессой была налажена прекрасно, любую звезду, недоступную в Москве, в южной расслабляющей обстановке можно было поймать без сачка. За работу с прессой отвечал ни кто-нибудь, а сам Алексей Павловский, получивший когда-то повестку в прокуратуру за поддержку группы «граммар-наци», к которой все мы, отчасти, принадлежим. Кому-то показалось, что звёзд было маловато, а по нам – и так нормально. Наш общий друг Александр Иванов заявил: «Был бы Джигурда – я пришёл бы пощёлкать». Ну, ему, может быть – и можно посочувствовать, зато мы – вдоволь наобнимались с актрисами, они приятнее пахнут и меньше рычат.

Волонтёры были так внимательны, что хотелось «зафрендить» – сразу всех. Мне, конечно - девушек, красотой которых область гордится по праву.

О предстоящих мероприятиях – уведомляли, на фестивале капоэйры (чтобы Марк Дакаскос мог подраться в центре города) – пританцовывали. Для тех, кому в кинотеатре летним вечером сидеть – никак невозможно – на набережной был устроен концерт, в котором участвовали группы, на которых был воспитан не кто-нибудь, а Денис Третьяков. Тоже отличная познавательная программа.
И конечно, как Святая Казацкая Земля без казаков? В станице Старочеркасской, после молебна, не только пели и плясали, но и показали джигитовку, которую американские продюсеры внимательно снимали, видимо, для поиска каскадёров. Гречневой кашей заокеанские гости с удовольствием полакомились. Но вот слово «уха» им перевели как «рыбный суп», что, по-моему, кощунство, явная недоработка. Отдельные понаехавшие иностранцы так увлеклись местной экзотикой, что к началу собственного показа не успели. Подтвердив, таким образом, нашу правоту, и напомнив, что тщеславие – грех.

Ещё раз – незачем смотреть своё, когда и программные показы – такие прекрасные. Я бы – заменил всю отборочную комиссию на ММКФ – на отборщиков Bridge of Arts. Никто не ушёл разочарованным. Ночные показы (до четырёх утра) проходили при полных залах, и даже ВГИКовские работы (после этой аббревиатуры в начале фильма обычно – можно выйти и покурить) порадовали. Конкурсная показы (крайне сложно найти хорошие картины для фестиваля вообще, а для фестиваля, проводившегося в первый раз практически нереально) – всем на загляденье, и как это получилось у организаторов – загадка. Вне конкурса показали фильмы Эллы Архангельской «Клетка» и Алексея Петрухина «Училка».

Но больше всего поразил взвешенностью выбор жюри, в чём уже давно не замечены ни ММКФ, ни Канны. Турецкий фильм «Человек внутри меня» отсылает как к творчеству Орсона Уэллса, так и к классической русской теме «блаженных». Вручение главного приза именно этому произведению – свидетельство того, что даже судьями Фестиваля стали на редкость адекватные люди.

Может быть, такая благодать произошла потому, что в Ростове очень много котов. Они расслабленно и вальяжно гуляют везде. Хипстерские «котокафе», которые любят разводить московские спекулянты – не надобны. Бери – гладь любого. В общем, понятно, кому может не нравиться ростовский кинофест. Тем людям, которые котиков не любят. А их мнение – можно и нужно игнорировать.

Источник: Газета "Завтра"